12335956251Разделение на четыре стороны света — фундаментально в мистическом смысле. Четыре стороны света таинственно представлены в имени Первочеловека… Это соответственно Anatole, Dysis, Arctos,Mesembria.

Можно выделить два базовых типа цивилизации. Это реальность в измерении “Север-Юг” и реальность в измерении “Запад-Восток”. Они принципиально несопоставимы. Первая соответствует “мифологическому”, вторая — “историческому” типу цивилизации. Для понимания первой необходима четкая дефиниция понятия “Мифа”. Это абсолютная реальность, отличная от обыденной.

Первый тип цивилизации вообще находится вне времени как такового. Это античные метаареалы, священные империи, древний Египет (мистический Мизраим)…  Север — сторона вдохновений и экстаза, Юг — его зеркальная проекция, точка ис-ступления, разрыва с “человеческим” в нижне-инфернальной фазе, в то время как принцип Севера — разрыв с “человеческим” в верхней, напряженной, мистической фазе, дивинации…

Реальность “Север-Юг” означает включенность в Миф, в режим инспирации, в мистерию — в ангелические или же демонические влияния. Север типологически связан с близостью, активным проявлением Божества, Манифестацией.

“Запад-Восток” — система совершенно другого плана, она инвитационно пассивна. Память о Мифе становится отныне центральным понятием исторического опыта. Эта память — Традиция. Ее область — область Священного, но в такой системе Священное может быть только потенциальным. Традиция абсолютно несоотносима с шаманизмом, поскольку является скорее рациональной системой, памятью о священном, а не реальным методом работы с ним.

Понятие Традиции, в отличие от понятия Мистерии, Мифа, характерно именно для западно-восточной оппозиции.

Императив Традиции сугубо ностальгический. Мы помним, но не знаем. Сами представления о Небе мы получаем не от общения с ангелами, не из мистериальных таинств, но из Священных книг, по линии преемственности… Мистериальный гнозис утерян, король исчез и пребывает в сокрытии (как Калки, Артур или двенадцатый имам). Но обладая Традицией, восходящей к Мифу (как постулируют сами традиционалисты), мы однако способны самым незначительным ритуалом алхимически активизировать нашу связь с Небом. Так возникает “вера”…

Мистериальные, шаманские культуры, включенные в измерение “Север-Юг”, напротив, не имеют необходимости ни в “вере”, ни в “Священных писаниях”.

На Востоке такая ностальгия выражена как гносеологический принцип, на Западе — как экзистенциальный. На Востоке она осмысливается более отвлеченно и канонично, на Западе — стихийно и мятежно. Восток сохраняет Традицию в канонической неизменности, для Запада она актуальна скорее в плане интуитивном, психоделическом. Упрощенно говоря, Восток более склонен к ортодоксии, Запад — к парадоксии…

Парадоксия — более активная форма, но она в меньшей степени гарантирована от профанаций. То, что многие западные люди ищут сегодня мудрость на Востоке — невольное признание этой опасности и своей неспособности совладать с теми стихиями, которые неофит может ненароком разбудить…

Согласно Шехабаддину Сохреварди, давшему одну из наиболее ранних классификаций западных и восточных Традиций, к самым известным представителям “восточной” ветви относятся авестийские Гайомарт, Феридун, Кай-Хусрау и сам Заратустра. В суфизме их наследниками являются Бистами, Халладж и Харакани.

“Западная” ветвь — это путь Асклепия, Эмпедокла, Пифагора и Платона (здесь он называет как-раз интеллектуальных, рационалистических греческих философов). Их суфийскими “наследниками” могут быть названы Зу-н-нун ал-Мисри и Сахл ат-Тустари.

Но такая схема охватывает только исламскую ойкумену, равно как и традиции, находящиеся с ней в прямом соприкосновении. Здесь нет места ни ирландским друидам, ни норвежским или славянским шаманам, ни монахам тибетской секты Бон — то есть тем, кто воплощал неведомую для суфиев мистическую традицию “Север-Юг”…