Известное дело — кошки и собаки. Как заведено? Кошки у православных — чистые, живут в монастырях, спокойно ходят за алтарь, непреклонно гуляют через царские врата, не смей их трогать. В некоторых монастырях для них даже делают специальные проходы в воротах для пущего кошачьего удобства. Афонские кошки вообще на священном подряде — ловят змей, оберегая обитель.
Собака же — нечиста, есть даже установление, спорный канон: обычный пес, забежавший в храм, требует его освящения заново.
Именно так. А «именно» всегда прячется в именах. Кошкам положено иметь имена, установленные в святцах, оттого они повсеместно Марии и Василии. Собакам так нельзя. Они обесчеловечены, лишь только жучки и полканы.
Здесь предистория. А история чуть интереснее.
*. *. *
Сажусь в автобус, а там — заботливый монах. Судя по свободе передвижений (сам рассказал), вероятно даже иеромонах. Добрый, теплый, рассудительный.
Поговорили о жизни. Интересно и познавательно, местами даже неочевидно. Заодно путешествующий клирик подарил мне собаку игрушечную. За что ему респект отдельной строкой, как говорят программисты, чтобы все было быстро.
Собаку. Не зайчика какого-нибудь и не лягушонка. И вот живи теперь с такой кармой, хотя ее и нет совсем, кармы (как говорит РПЦ).
Кроме благодарности, меня немедленно преисполнила задумчивость. Как назвать нового партнера по дружбе? Аристархом или Гельвецием?..
Хотя да. Человеческие, даже отдаленно человеческие имена игрушечным собакам заказаны. Но мне лучше промолчать, не учить же ученого.
Робкое предложение назвать друга Васей мой монах отмел несуществующей метелкой, в строгом соответствии всему строгому. Но сразу предложил свой вариант.
— Ты лучше назови его Варфоломеем.
Ничего себе. Имя человечье, даже кошачье. Варфолемей. Мурр фрр да мяу…
С чего бы он так?
*. *. *
И сразу вспомнилась вся история последних лет. От визита п. Кирилла в Константинополь до последующего запрета контактов с Вселенским патриархатом. Это же он Варфоломей, Димитриос Архондонис.
Вирус корон сейчас. А вот вирус клобуков и куколей начался немного до. С украинской автокефалией и ее благословления упомянутым Варфоломеем.
На первый взгляд могло еще показаться, мой собеседник позабыл про православный кошачье-собачий антагонизм. Когда церковные имена — одним, клички — другим. А ведь может и наоборот, он так несет в мир фактическую анафему «вселенским».
«Собака Варфоломей». Звучит как проклятье варфоломеевских ночей.
Алина Веснова